Как написать идеальную статью?

Как написать идеальную статью?

Не хотите заказывать текст, а желаете знать, как написать статью самостоятельно? Сегодня мы подробно расскажем вам, как это сделать. Считайте эту статью своеобразной инструкцией и планом к действию.

Написание статьи — это долгий процесс, который всегда разбивается на несколько этапов. Если наша цель — это создание действительно интересного контента, который будет выполнять поставленную задачу, то не стоит пытаться сделать это в один заход. Саму работу, которая займёт у нас от 2,5-4 часов времени, можно разделить на три больших этапа:

  1. Подготовка к основной работе. Собираемся с мыслями, определяемся с подходом, подбираем материал — всё это мы делаем заранее.

  2. Собственно, само написание текста. Всё то, о чём мы размышляли на первом этапе, пора воплощать в жизнь. Это можно сравнить с теорией и практикой соответственно.

  3. Коррекция. Взглянем на уже готовую работу взглядом со стороны. Стоит сказать по секрету — нередко этот этап затягивается и требует времени.

Но всё это очень общее и поверхностное. Разумеется, что обозначенные выше этапы не дадут нам ничего, а потому стоит рассмотреть каждый из них отдельно, разбить его на несколько элементов и поговорить о каждом подробнее. Итак, поехали!

Раздел №1: Информация — оружие, а значит настал момент вооружаться!

Не нужно сейчас открывать текстовый документ, и смотреть на пустую страницу. Этот страшный, пугающий и непредсказуемый момент мы оставим на потом. Сейчас же нам стоит определиться с тем, что мы пишем, для кого мы это делаем и зачем. А также вооружиться до зубов… информацией, разумеется.

У нас есть задача. Возможно, существует чёткое ТЗ, возможно, нет ничего, кроме темы статьи. В любом случае, вы уже знаете то, что вам предстоит сосредоточиться на определённой теме. Это уже неплохо. Но нам нужно нечто узкоспециальное. А именно — выполнение конкретно поставленной задачи.

Текст не может существовать “просто так”. Даже никчёмный SEO имеет чёткие задачи, что уж говорить о случае, когда мы пишем для серьёзного издания или для таких целей, как “информирование”, “продажа товара”, “развитие ресурса” и прочего. Что от вас требует заказчик? Как, вы не знаете? Тогда необходимо срочно обратиться к нему за уточнениями.

Вы наверняка так и хотите спросить — а на что способен текст и какие задачи он может выполнять? Поверьте, сегодня текст может делать всё, что угодно. А именно:

а) Продавать;

б) Продвигать;

в) Развлекать;

г) Информировать;

д) Узнавать информацию;

е) Побуждать к любому другому действию.

Обратите внимание на последний пункт. Это примерно тоже самое, если бы мы написали «и т.д.». Просто потому, что вариантов, что может делать текст, просто уйма, и всё это зависит от того, с кем приходится работать. Начиная от банальной новости, которая позволяет сообщить о событии того или иного масштаба, и заканчивая обращением к целевой аудитории крупной компании, чтобы те зарегистрировались в новой партнёрской программе и были готовы вложить деньги в проекты.

Это просто пример, ничего большего. Фантазия вам тут не нужна, заказчик сам знает, какова цель его текста. Он вам это и сообщит. Ваша же задача — понять это и не выкидывать из головы на протяжении всей нелёгкой работы.

Очень удобно, когда вся необходимая информация оказывается прямо перед глазами. Отдельно необходимо открыть бриф. Если же заказчик не потрудился его составить, займитесь этим сами. Укажите базовые вещи. Тему статьи, её задачи, размер и другие основные вещи. Если есть “материалы по теме” — супер, если же нет — открываем всеми любимый Google или любого другого поискового друга, и приступаем к поиску.

Открываем одну вкладку за другой, ищем тот материал, который действительно может быть полезен, а всё то, что вы посчитали не нужным, быстренько закрываем, чтобы не забивать голову ерундой. Помните, что во время сёрфинга по сети можно легко отвлечься, а нам это ой как не нужно.

Немного отойдя от процесса, скажу, что узкоспециализированный копирайтер — это чушь. Среди заказчиков бытует мнение, что нужно искать человека, который хорошо разбирается в вопросе. Это ерунда, потому что необходимо искать того копирайтера, который готов вникнуть в тему и создать действительно полезный и эффективный материал. Чем мы и занимаемся сейчас.

Уделите час-полтора изучению найденной информации. Возможно — больше, всё зависит от сложности темы и поставленной задачи. Удалите все “белые пятна”, которые не позволяют вам сказать “Я разбираюсь в теме!”. Представьте, что завтра вам сдавать экзамен по этим материалам. Вы готовы к нему? Если да, то считайте, что вы сдали, и мы идём дальше.

Настало время поразмышлять над тем, что мы имеем. У вас есть задача, есть материал, вы его хорошо знаете и, кажется, что пришло время переходить к следующему этапу. Но главное тут — не спешить. Исходя из личного опыта, скажу, что очень полезно составление плана. Статья должна быть структурирована, и лучше заняться этим заранее, а не после того, как материал уже написан.

По ходу текста вам наверняка придётся раскрывать мысль, отвечать на поставленный вопрос и общаться с потенциальным читателем. Сделайте так, чтобы ваша мысль была единой, стройной. Нужно уделить внимание каждому вопросу. Говоря проще — составляем план статьи. Будет отлично, если вы заранее продумаете “подзаголовки” или этапы — это очень полезно и позволит сразу же структурировать мысль. Вы можете записать план на листочек, или же сразу обозначить его в текстовом документе. Теперь, когда мы всё время смотрим на него, не за что не упустим ничего важного. Разумеется, его можно и нужно будет дополнять, редактировать и всячески править. Но это потом, по ходу основной работы.

Помните о том, что мысль должна быть стройной, а её изложение последовательным. Нужно уделить внимание раскрытию вопроса, подведению итога, перехода от большой проблемы, к маленьким, узкоспециальным. Это не значит, что не нужно экспериментировать, но важно понимать, что читать этот текст таким же людям, и как только они потеряют вашу мысль, всё пойдёт не так. Не нужно ничего писать сейчас, а просто обозначьте в плане всё то, о чём мы говорим на протяжении долгого времени.

Но вот о структуре статьи стоит поговорить, пожалуй, несколько подробней. Формально, всё просто. Перед нами заголовок, далее идёт введение, само собой, основная часть и вывод (заключение). Это очевидно, и вы наверняка это уже отметили у себя в плане. Но новички часто задаются вопросом — а как располагать саму информацию непосредственно в тексте? Последовательность, в которой располагается материал, делится на следующие типы:

  • Тематическая;

  • Хронологическая;

  • Логическая.

Тематический порядок позволяет двигаться от одной темы, к другой. Банальный пример — вы спрашиваете: сначала хорошая новость или плохая? Тут мы видим нечто похожее. Переходите от одной темы к другой, при этом сохраняя основную мысль.

Чтобы понять, как выглядит хронологическая информация, можно представить себе небольшой рассказ или новость. Действие идёт постепенно, по порядку, описывая события так, как они происходят. Если ещё проще — то рассказ ведётся от прошлого к будущему. Но всё это — формальность. Вы можете начать с новой, последней информации, потом рассказывая об историческом прошлом, или же делать так называемые флешбеки (отсылки к прошлому) или даже выбрать какой-то свой, неординарный вариант. Главное — последовательность ваших действий и логичность. Не путайте читателя!

Если же вы располагаете статью в логическом порядке, то помните, что сначала следует вводная, общая часть, где вы рассказываете обо всём обобщённо, затем мы переходим к более подробному, поэтапному исследованию. Отчасти, тот текст, что вы читаете сейчас, выполнен по логическому принципу (хотя, безусловно, присутствует чётко прослеживаемая хронология событий). Сначала мы обратились к 3-мя основным этапам, поговорили о предстоящей работе в общем, теперь же разбираем каждый её «кусочек» отдельно. Всё просто, не правда ли?

Учитывая отобранный материал, чётко сформированную мысль и выбранную вами структуру статьи, вы можете набросать план. Рекомендуем делать это поэтапно, помечая подзаголовки, где кратко, буквально в 1-2 предложении рассказывается о том, что будет в основном тексте. Это совсем несложно.

В заключении первого этапа хочется сказать, что не бойтесь уделить ему много часов. Вначале статьи было обозначено 2,5-4 часа, но всё это — примерные, средние цифры. Нередки случаи, когда на поиск подходящий информации, структурирование мысли уходит по 2-3 часа, а то и больше времени. И это — нормально. Возможно, мысли нужно улечься в голове, и вам необходим отдых. Всё это индивидуальные особенности каждого человека и его подхода к написанию текста. Это не хорошо и не плохо, это — нормально.

Раздел №2: Я готов обратиться к своим читателям!

Вы облегчённо выдохнули, и готовы быстренько перенести свои мысли на виртуальную бумагу. Но не стоит торопиться. Мы обсудили ещё не всё, и поэтому стирайте только что написанное первое предложение, и давайте поговорим о ряде немаловажных моментов, без которых приступать к написанию текста не в коем случае нельзя.

Представим себе нашу целевую аудиторию, или если ещё проще — читателей. Где-то там они уже ждут этого текста и готовы приступить к его прочтению. У нас ведь нет задачи, чтобы они закрыли страницу браузера спустя 20-30 секунд после того, как она загрузится? Именно поэтому помните, к кому и как вы будете обращаться, а также подготовьте кричащий заголовок.

А что такое целевая аудитория? Вопрос, который простителен новичку, и именно поэтому мы прямо сейчас будем определятся с тем, какой образ должен всплывать в вашей голове.

Формально, какой бы задачей не обладал текст, мы можем себе представить целевую аудиторию в формате рядового покупателя. Вопрос — каким он должен быть и как вообще это определить?

Мы не будем изобретать велосипед и обратимся к самой, пожалуй, популярной методике в маркетинге от Марка Шеррингтона под названием «5W». Всего лишь 5 простых вопросов. Это Что? (What?), Когда? (When?), Кто? (Who?), Почему? (Why?) и Где? (Where?).

Что? Перед нами происходит сегментация (определение целевого сегмента) по типу товара. Возможно, это просто тема вашей статьи. Например, информация о том, как построить дом или же продажа дорого вина.

Кто? С товаром (темой) мы определились, теперь давайте посмотрим, кому это может пригодится. Мы имеем виду разделение на: Мужчина, Женщина, Ребёнок, Подросток и т.д. Строить дом, будет, скорее всего, мужчина, а вот вино может потребоваться как мужчине, так и женщине, но точно не ребёнку и подростку, правда?

Почему? Давайте посмотрим на мотивацию, благодаря которой человек из пункта (Кто?) совершает покупку (Что?). Или попросту когда человек ищет определённую информацию. Параллель, думается, понятна. Чем он руководствуется, чем его завлечь? Тем, что у вас самые выгодные цены на вино? Или тем, что по вашему руководству построить дом будет быстрее?

Когда? Иначе говоря — при каких обстоятельствах? Возможно, ваш потенциальный покупатель приобретает вино на день рождения или же хочет построить дом, потому что у него пополнение в семье?

Где? Информация, которая характерна непосредственно для прямых продаж. Речь идёт о рынке сбыта. Магазин, рынок, интернет-площадки. Если же вы ничего не продаёте, то ваше “Где?” очевидно — это интернет.

При этом помните, что целевая аудитория может быть достаточно широкой. Если речь идёт о краске для волос, то с большой вероятностью наша целевая аудитория — это женщины и совершеннолетние девушки. Если же мы говорим о том, как правильно чистить зубы — то круг поиска раздвигает свои рамки. Вы согласны?

Этот момент было решено отнести именно ко второму пункту, т.к. с ним необходимо определяться непосредственно перед написанием текста. Не стоит забивать себе голову заранее, когда мысль только формируется.

Итак, кто наши потенциальные читатели? Где будет размещён текст?

Ответьте на эти два вопроса, чтобы определиться с формой изложения и обращением к целевой аудитории. Это деловой текст или статья в блог? Вы пишете от своего лица или же от третьего? Необходимо сделать так, чтобы увидев стиль изложения, а также обращение в свой адрес, читателя это не смутило, и он принял это как норму. А то, чего доброго, обидеться, когда вы обратитесь к нему на “Ты”, заместо “Вы” или назовёте другом.

Хорошо, с этим мы определились. Но как же заголовок? К слову, будет не принципиально, если вы вернётесь к нему после того, как текст будет готов, но поговорим мы об этом сейчас, т.к. заодно затронем “проблему первого абзаца”.

Что же писать в названии? Помните одно правило, которое применимо к любому тексту, вне зависимости от его задач или стиля написания — он должен “цеплять”. Поймите, что заголовок и, возможно, вводный текст — это первое, что увидит читатель. Если он его не устроил, не заинтересовал, то зачем продолжать чтение дальше? Вот именно — незачем, а потому уделите этому время. Будет ли он неожиданным, остроумным, провокационным, чисто информационным или каким другим — не столь важно, всё это зависит от вашего стиля, задач текста и целевой аудитории. А вот то, что он должен заинтересовать — это совершенно точно. Настало время креативить!

Мы можем выделить 4 основных, действительно работающих типов заголовков:

  1. Удивляем читателя с первого захода!

  2. Предлагаем быстрый и простой способ достичь чего-либо;

  3. Сообщаем новость;

  4. Будоражим интерес человека к самому себе.

И это не столько личный опыт автора сего текста, сколько результат исследований маркетологов. Да, мы говорим о текстах, которые готовы побуждать к чему-либо. Но разве не каждый текст должен обладать таким свойством?

Но давайте перейдём ближе к конкретике, и посмотрим на примеры:

Пример 1: Как совершенно дурацкий фокус сделал из меня гениального продавца

Перед нами заголовок статьи, который рекламирует курсы для менеджеров по продажам. Какие приёмы мы здесь видим? Во-первых, любопытство. Что это за дурацкий фокус, и как так получилось? Во-вторых, интерес к собственной персоне. Ведь наша целевая аудитория — это человек, который хочет стать классным продавцом. И, наконец, третье — лёгкий и быстрый способ чего-то добиться. Ну согласитесь, это очевидно. И поверьте — оно работает и статья с таким названием продаёт свой товар ежедневно. К тому же мы видим, как используется сразу несколько приёмов.

Пример 2: Настало время рассказать о новом плане — как заработать на дому!

Подавая новостную статью, будет не лишним, если вы не только укажите на саму новость, но ещё и будете апеллировать к читателю, сразу же интересуя его и примерно давая ему представление, о какой выгоде может идти речь.

Пример 3: Невероятное стало возможным: глухие люди теперь слышат шёпот!

Разумеется, продаётся товар, целевая аудитория которого — глухонемые или слабо-слышащие. Ну как вы думаете, человек сможет пройти мимо такого очевидного призыва прочитать эту статью. Конечно же — нет!

Упражнение, которое мы предлагаем для того, чтобы придумать идеальный заголовок, очень простое. Смотрите, всё раскладываем по пунктам:

  1. Чего достигнет читатель вашей статьи? Возможно, он получит какую-то выгоду или новые навыки. Желательно, чтобы это было качественно и быстро.

  1. Что может вызвать любопытство? К слову, забудьте о заголовках, которые используют только любопытство. Это не работает! Оно должно сочетать в себе либо новость, либо интерес к самому себе. Хотя, надо отметить, что интригующий заголовок часто заставляет читателя прикоснутся к статье. Но сколько из этих людей именно вашей целевой аудитории? Давайте всё-таки будем бить точно в цель.

  2. Убедите. Пожалуйста, сделайте всё возможное, чтобы убедить человека, что ему это НУЖНО. Необходимо, и он не найдёт нигде ничего подобного. Помните — это нужно не вам, а ЕМУ.

  1. Добавьте новостных красок. Возможно, это сенсация, новинка или что-либо ещё. Люди любят актуальную информацию.

Итоговый метод прост до безобразия, но заставляет вас креативить:

  • Исходя из вышесказанного, напишите 10 заголовков, которые удивляют, интригуют, заставляют обращать читателя внимание на самого себя;

  • Представьте, что основного текста нет (а возможно, вы его ещё и не писали) — он вызывает интерес?

  • Выбираем лучший;

  • Тестируем, тестируем, пробуем и ошибаемся. Только методом проб и ошибок можно подобрать идеальный заголовок для вашей целевой аудитории.

Что касательно первого абзаца, то тут необходимо вложить главную мысль, без какого-либо преждевременного вывода и как-либо заинтриговать читателя последним предложением. Возможно, вы обозначите проблему, и в конце предложите её решить или же поведаете интересный случай, в тоже время все подробности предложите прочитать ниже. Грубо говоря — перед нами всё тот же заголовок, который должен “цеплять”, только он куда объёмней и не требует от вас лаконичности. Можно немного развернуться!

Посмотрите, что мы имеем:

  • Задача чётко сформулирована;

  • Вся необходимая информация отобрана;

  • Мысль выстроена;

  • План статьи составлен;

  • Анализ целевой аудитории проведён;

  • “Цепляющий заголовок” создан;

  • Первый абзац текста готов.

Не поверите, но вы только что проделали колоссальную, основную работу! Если вы вернётесь мысленно в самое начало, когда у нас не было ничего, кроме пустой страницы и невнятного ТЗ, вы поймёте, что от той растерянности не осталось и следа. Страница уже далеко не пустая, у нас есть начало, план и мы готовы перенести свои мысли на бумагу.

Вы ждёте ещё каких-то советов? Нет-нет, их больше не будет — вперёд! Пожелаем лишь, чтобы скорость печати на клавиатуре позволила вам успеть за ходом мысли. Шутки-шутками, а это важно!

Раздел №3: Семь раз проверь, один — продемонстрируй всем!

Наверное, этот совет нужно было дать раньше, но как-то не хотелось отвлекать вас от столь увлекательного процесса, как написание статьи. Совет, в общем-то, личный, и, возможно, подойдёт не всем. Суть его такова — сделали ошибку, опечатались? Не останавливайтесь, исправите потом! Попробуйте, и вы поймёте, что лишь не обращая внимание на такие мелочи, вы сможете сохранить мысль в голове целостной, а значит, сохраните час-другой времени. А исправить… успеете, и не раз!

Помните поговорку, один раз отмерь, один — отрежь! В нашей работе она действительно полезна. Поймите правильно, опубликовать текст (или отдать его заказчику, это одно и тоже) вы всегда успеете (если только дедлайн был не вчера), но позор от глупой, детской ошибки или нечитабельного текста вас подстерегает за этой волшебной кнопочкой “Опубликовать” или “Отправить”. Оно нам нужно? Конечно же, нет.

Вы напечатали последнее предложение? Отлично, сходите отдохните. Выпейте чашечку чая, посмотрите ролик на YouTube и ответьте на сообщение в “Вконтакте”. Хочется верить, что вы этим не занимались во время работы (хотя чай кому-то может помочь и не навредить). Сейчас, после того, как вы закончили передавать свою мысль виртуальной бумаге — вы бесполезны. Займитесь любимым делом, представьте, что никакой работы и не было.

Прошло несколько часов? Всё, возвращаемся к работе. Вот он, недавно напечатанный вами текст. Читайте его! Правьте опечатки, орфографические и пунктуационные ошибки. О некоторых, которые сложно заметить, вам напомнит проверка орфографии в Word, об остальных нужно догадаться самому (вы ведь знаете русский, иначе всё было бесполезно). Готово? Нет, читайте ещё раз, представив, что вы видите этот текст впервые. Остались ли у вас какие-либо вопросы по прочтённому тексту? Что бы вы спросили у автора? Потребовали бы уточнений? Давался ли вам текст тяжело, или же всё шло легко и непринуждённо? Были ли какие-либо предложения сложными для восприятия?

Задайте эти, и другие наводящие вопросы автору. Оу, вы же и есть автор. Отлично, значит и отвечать на них вам. То, что не понравилось читателю, следует исправить, займитесь этим. И прочитайте ещё раз, ещё и ещё. Устали? А никто не говорил, что будет легко. Тем более есть ощущение, что ваша работа подошла к концу!

Процесс, который описывался выше, для кого-то может показаться нудным и скучным, а для кого-то интересным и занимательным. Если вы относитесь к первой категории — возможно, написание статей это не совсем то, чем вам стоит заниматься в жизни. К тому же стоит отметить, что мы не стали говорить о том, что для этой работы необходимо также наличие определённых знаний и умений. Даже самый большой новичок в копирайтинге когда-то в детстве писал школьные сочинения. Ваша оценка за них — ответ на многие вопросы. На многие, но не на все. Учиться, учиться и ещё раз учиться. Школьных знаний, к сожалению, недостаточно.

P.s.  Почему бы не представить план “идеальной статьи”? Всё просто — его нет! Вы наверняка читаете книжки, у вас есть любимые авторы в интернете. Заметьте, что у всех у них есть собственная фишка и каждый из них по-разному подходит к созданию своих материалов. А потому экспериментировать, ошибаться и наслаждаться собственными успехами — наша доля, ничего не поделать. Пожелаем лишь одного — удачи!